Гуманный Сусуманский суд, неопределившаяся прокуратура, злая апелляция и Ирина Васильевна Шелест
Мы уже рассматривали с Вами, дорогие читатели, скользкий вопрос темных страниц биографии видной сусуманской общественницы и политического деятеля Шелест Ирины Васильевны, депутата политической партии всея и всего «Единая Россия», заместителя председателя Сусуманского районного собрания представителей.
Внимание к этой теме на этот раз привлек ну очень уважаемый орган государственной власти – прокуратура РФ в лице Магаданского областного звена. Даже с пришествием в его начальственный состав нового прокуратора из уральских земель, это ведомство не избавилось от ставших легендарными тщеславия и тяги к публичной демонстрации своих умопомрачительных достижений, даже если эти достижения не выстаивают впоследствии в судах. Но сейчас-то, конечно, прокуратура на коне – на первый взгляд.
В своем релизике прокуратура пишет, что, дескать, ее непрерывные усилия по защите закона и неусыпный контроль за возможным его попранием вылились в апелляционное представление, благодаря которому был отменен обвинительный приговор в отношении нашей Ирины Васильевны за неуместной мягкостью. То есть областная прокуратура вроде как за суровость закона. А что по этому поводу думает Сусуманская районная?
Поскольку уже есть и приговор, и апелляционное определение, позволим себе немного конкретизировать фабулу, которую приводили для вас в предыдущем материале на эту тему.
16 июля 2018 Ирина Васильевна приступила к исполнению обязанностей технического директора ООО «Сусуман-Ресурс». Лето, солнце, свобода, власть!
Все берем из судебных актов – впрочем, как обычно.
Первый день второго месяца работы Ирины Васильевны на новом месте работы (17.08.2018, юбилей «черного понедельника» 1998 года – видимо, дата располагает к нестандартным денежным потокам) вышел необычным: Ирина Васильевна взяла в кассе 200 000 тысяч рублей. А точнее даже дала команду кассиру Смирновой Ю.А. выдать ей, Ирине Васильевне 200 000,00 рублей, и в расходно-кассовом ордере получателем денег указать не ее, Ирину Васильевну, а господина Харина С.А., практически члена семьи Ирины Васильевны. Якобы производится расчет из кассы за грузоподъемные работы по договору № 14-А от 01.07.2018, удостоверенные актом выполненных работ от 31.07.2018.
Подпись от имени Харина исполнила, нисколько не стесняясь, сама Ирина Васильевна. Дальнейшая судьба денег неизвестна, господин Харин их не получил, никакие работы, предусмотренные договором и актом, не выполнялись, ни договор, ни акт Хариным С.А. не подписывались.
Конечно, отдельный вопрос к кассиру Смирновой Ю.А., как это она с такой легкостью капиталы работодателя раздает, без подписей руководителя в кассовом ордере, лицу, которое не указано в ордере получателем, спокойно глядя, как совершается поддельная подпись на документе. Странно, да и, на наш взгляд, у кассира были все шансы войти по этому хищению в состав соучастников, по крайней мере, пособников.
Как бы то ни было, Ирина Васильевна отвечала за содеянное одна (хотя, видимо, поддавшись слабости, и заявляла в суде, что кассир, дескать, имела право не выполнять указание о выдаче денег, стало бы, вроде как, своей волей их выдала). Стыдно, Ирина Васильевна! человек ради Вас проступок совершил, кассовую дисциплину нарушил, репутацию свою кассирскую испортил, на слово поверил Вашему заверению о том, что договор с Хариным С.А. действителен и работы по нему произведены… И тут вместо благодарности – «а могла бы и не делать», очень обидно, наверное, сейчас госпоже Смирновой…
Вот так и иди с Вами в разведку, Ирина Васильевна, чуть что – сразу весь отряд сдадите.
Будучи районным политическим деятелем, Ирина Васильевна и в своем уголовном преследовании искала романтическую политическую подоплеку: по ее версии, все это уголовное дело – суть борьба руководства ООО «Сусуман-Ресурс» за положение ресурсоснабжающей организации города. ООО «Сусуман-Ресурс», опасаясь опыта и сноровки Ирины Васильевны, а также ее потенциальной возможности замутить свое ЖКХ-предприятие с блэкджэком и своей же родней, решило бить конкурента в зачатке и обезглавить новую организацию, еще до ее создания.
История роскошная, но не подтвердилась, к сожалению: руководство ООО «Сусуман-Ресурс» выявило хищение в апреле 2019 года и обратилось в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности неустановленного лица из числа бывших работников, не в отношении Ирины Васильевны или кассира Смирновой.
Так что на нашу героиню вышли сами правоохранители. Версия о том, что Ирина Васильевна экспроприировала ценности по указанию руководства тоже не подтвердилась…
В итоге Ирине Васильевне было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения) и ч. 4 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа, предоставляющего права, в целях его использования, совершенное с целью скрыть другое преступление и облегчить его совершение).
Деньги взяла – мошенничество, сфабрикованные документы – подделка.
Именно в такой квалификации дело и поступило в Сусуманский районный суд 18.08.2020. Удивительно молниеносное следствие – с апреля 2019 по август 2020, почти полтора года.
Неудивительно, что Ирина Васильевна устала тосковать под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, да и отправилась в отпуск в ЦРС. Удивительно, что органы предварительного расследования этот факт никак не опечалил. Ну подумаешь – подписка, что теперь, хорошего человека на отдых не отпускать? Угадайте, были ли какие-то служебные проверки в отношении лиц, осуществляющих контроль за соблюдением меры пресечения по эпизоду вояжа Ирины Васильевны, находящейся под подпиской о невыезде? Рискнем предположить, что нет, с чего бы.
Суд тоже с рассмотрением не торопился: приговор состоялся 22.06.2021 (дело, как мы помним, поступило в суд 18.08.2020). Но судебная фаза впечатлила не только сроками.
Судья Н.А. Тигор сама (!) переквалифицировала обвинение по ст. 159 УК (мошенничества) с ч. 4 (с использованием служебного положения) на ч. 1 (обычное). То есть, по мнению судьи, реализовав описанный экс, Ирина Васильевна действовала только своим блестящим талантом, а никак уж не служебным положением. Ну, то есть роль технического директора предприятия сама по себе не слишком весомая, а составление договоров, бухучет и кассовая дисциплина в компетенцию Ирины Васильевны вовсе не входили. В приговоре так и написано: «сам факт замещения Шелест И.В. руководящей должности и авторитетность высказываемого ею мнения по отнесенным к ее компетенции вопросам, личные качества Шелест И.В. и характер сложившихся взаимоотношений с другими работниками, использованные подсудимой для достижения преступной цели, суд расценивает как избранный ею способ совершения мошенничества», а не как квалифицирующий признак преступления. Вот так! Мы не особо поняли концепцию, забегая вперед, скажем, что и апелляция не оценила.
Но! Что важно – благодаря такой переквалификации и смягчению предъявленного обвинения сократился и срок давности привлечения к уголовной ответственности за инкриминируемое деяние. По обычному мошенничеству (ч. 1 ст. 159 УК) он всего два года. Поэтому суд, хоть и счел Ирину Васильевну виновной, с учетом истечения срока давности освободил от наказания.
Не менее интересная метаморфоза приключилась и со вторым составом, обвинение по которому было предъявлено Ирине Васильевне, с подделкой документов. Следствие прошло по ч. 4 ст. 327 УК – подделка официального документа, предоставляющего права, в целях его использования совершенная с целью скрыть другое преступление и облегчить его совершение. Тут у нас атмосфера сугубого гуманизма и дух всепрощения ударили в голову государственного обвинителя. Прокурор сам заявил в прениях, что обвинение, которое он представлял до прений, как-то жестковато, поэтому давайте все-таки статью 327 подсудимой по части 2 вменять! По части 2 в действующей на тот момент редакции закона – это просто подделка документа с целью использования, без цели скрыть другое преступление и облегчить его совершение. Товарищ прокурор, а чего же до прений дотянули?)))) Раньше не было возможности переосмыслить жизнь, осознать, что правосудие не должно быть карательным, перечитать труды европейских философов-просветителей или что там такое с Вами приключилось, от чего такой эффект?
Суд первой инстанции, как мы поняли по мошенничеству, тоже очень гуманный, поэтому дело двигалось так. Поскольку Ирине Васильевне вменили подделку, но расходно-кассовый ордер изготовила кассир Смирнова, а договор и акт – неизвестные лица, то значит всё! Кроме того, договор подряда, акт и ордер вовсе не являются официальными документами. Двойное все! Ирина Васильевна по мошенничеству освобождается от наказания ввиду истечения срока, а по подделке документа вовсе оправдана. Жалко, 200 тысяч вернуть придется, а то был бы идеальный приговор.
Но здесь снова вмешались непознаваемые человеческим умом силы. Они всегда это делают, когда кажется, что никто и ничто не в силах изменить ситуацию! Прокурора отпустило человеколюбие, и гуманизм сменился неутолимой жаждой наказаний, приговор суда первой инстанции его внезапно не удовлетворил. Поэтому на приговор не только потерпевший подал жалобу, но и прокурор сверкнул апелляционным представлением!
В апелляции дело пошло как-то стремительно и без всякой солидарности с сусуманской правовой системой.
В апелляционном определении вторая инстанция резко констатирует, что судья Тигор поторопилась с переквалификацией мошенничества с использованием служебного положения на неквалифицированное мошенничество: «данные выводы вызывают сомнения, поскольку они сделаны без учета и оценки ряда иных установленных в ходе судебного разбирательства существенных обстоятельств» — читаем в Определении. Апелляция пришла к выводу о том, что Ирина Васильевна таки была наделена полномочиями по руководству производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности и реально выполняла эти функции, в особенности с учетом нахождения руководства ООО «Сусуман-Ресурс» в отпуске за пределами Магаданской области в момент совершения Ириной Васильевной преступлений. При таких обстоятельствах апелляция признала приговор суда первой инстанции в части переквалификации действий подсудимой не отвечающим требованиям УПК.
Относительно приговора по подлогу апелляция так же не в восторге от судьи Тигор. Последняя, сделав вывод о необходимости оправдания по ст. 327 УК, не исследовала вопрос, не содержат ли действия подсудимой состава иного преступления.
Апелляция провела небольшой ликбез, сославшись на п. 4. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.12.2020 № 43 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324-327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»: в отличие от статей 1 – 4 статьи 327 УК РФ, предусматривающих ответственность за подделку и использование только официальных документов (паспортов, удостоверений и др.), часть 5 статьи 327 УК РФ (часть 3 статьи 327 УК РФ в ред. ФЗ от 07.12.2011 № 420-ФЗ) устанавливает уголовную ответственность за использование любого заведомо подложного документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в том числе гражданско-правового договора.
Если резюмировать, то все упирается в то, что кто-то не дочитал кодекс…
Еще немного бюрократического момента – суд первой инстанции счел, что стороной обвинения недостаточно описана объективная сторона по подлогу, но апелляция решила, что вполне себе нормально описана, а судья Тигор, в свою очередь, не привела в решении обоснования признания описания объективной стороны недостаточной.
Итог: дело поехало обратно в Сусуманский районный суд.
На 21.10.2021 назначено первое заседание… Как будто и не было этих двух прекрасных лет!
Позицию сусуманской системы мы в общих чертах поняли… Торопиться нам не куда – пусть весь мир подождет! Волокита приводит к истечению сроков давности, и невозможно привлечь к ответственности виновное лицо – ну так судьба.
Мы, безусловно, противники любой преступной деятельности и осуждаем все ее проявления, никого ни к чему не призываем, однако, констатируем, что наиболее комфортные условия для совершения преступлений небольшой и средней тяжести именно в Сусуманском районе. Объединенными усилиями следствия и суда сроки давности пролетают «на раз», поэтому даже если и будет обвинительный приговор, будет ли наказание – не факт. Кроме того, Сусуманский район предлагает комфортные условия по мерам пресечения – с подпиской о невыезде можно выезжать в любую точку России по любым причинам. Надо полагать, это неплохая идея для привлечения жителей в район – у кого инвестиционная привлекательность или туристическая, а у кого – вот такая.
А у нас вопрос к областной прокуратуре: уважаемые леди и джентльмены, какой смысл щеголять тем, что Вы какие-то приговоры отменяете за недостаточной суровостью, если ваши районные ячейки все делают для смягчения этих приговоров на стадии первой инстанции? Может, имеет смысл определиться с позицией – вы там все-таки за мягкое или за неотвратимое?
Единственный, кто остается красавчиком в этой истории – это «Единая Россия». С первой судимостью, пусть и погашенной, Ирина Васильевна взяла районное собрание представителей. А теперь она уже помощник депутата Магаданской областной думы от Сусуманзолота Чугунова Александра Николаевича, и даже на сайте правительства указано, что по вопросу записи на прием к депутату можно обратиться к Ирине Васильевне по телефону 8-914-857-62-55. Партия ценит характер и подвиги, творческому человеку всегда теплое местечко найдет. Ведь депутат Чугунов Александр Николаевич заседает как раз в думском Комитете по экономическому развитию, бюджету и налогам, а тут куда же без помощника с двумя экономическими статьями в дневничке судимостей? Смотрите, Александр Николаевич, как бы не переманили от Вас Ирину Васильевну в тандем Бережной-Сахно, там и ЖКХ, и экономика – есть, чем толкового специалиста привлечь. Но мы не удивимся, если такими темпами Ирина Васильевна и сама станет депутатом Областной думы!